Особенности внешнего вида, характер травм Особенности поведения
Физическое насилие
Особенности внешнего вида, характер травм
— множественные повреждения: синяки, ссадины, раны, на теле следы пальцев, ремня, ожоги, повреждения внутренних органов или костей, выбитые или расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
— синдром сотрясения: кровоизлияния в глазное яблоко и под оболочки головного мозга без наружных признаков повреждений, потери сознания, рвоты, головные боли;
— задержка физического развития (отставание в весе и росте);
— признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, неопрятный внешний вид, сыпь).
Особенности поведения
от 0 до 6 месяцев: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, редкая улыбка в возрасте 3-6 мес.
от 6 месяцев до 1,5 лет: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, замкнутость, печаль, испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.
от 1,5 до 3 лет: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении – от чрезмерной агрессивности до безучастности.
от 3 до 6 лет: примирение со случившемся, отсутствие сопротивления, пассивная реакция на боль, болезненное отношение к замечаниям и критике, чрезмерная уступчивость, псевдовзрослое поведение, негативизм, агрессивность, лживость, воровство, жестокость по отношению к животным, склонность к поджогам.
младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений, одиночество, отсутствие друзей, боязнь идти в школу или после школы домой.
подростковый возраст: побеги из дома, суицидальные попытки, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков.
Сексуальное насилие
Особенности внешнего вида, характер травм
— повреждения генитальной, анальной или оральной областей, в том числе нарушение целостности девственной плевы, повреждения кожи груди или бедер;
— расширение ануса;
— следы спермы на одежде, коже, в анальной и генитальной областях;
— заболевания, передающиеся половым путем;
— беременность;
— повторные или хронические инфекции мочевыводящих путей;
— резкие изменения веса;
— вагинальные кровотечения;
— психосоматические расстройства.
Особенности поведения
дошкольный возраст: ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (появление действий, характерных для детей младшего возраста), сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, беспричинные нервно-психические расстройства.
младший школьный возраст: низкая успеваемость, замкнутость, стремление к уединению, изменение ролевого поведения (берет на себя роль родителя), ухудшение взаимодействия со сверстниками, сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой.
подростковый возраст: депрессия, побеги из дома или институциональных учреждений, низкая самооценка, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, употребление алкоголя или наркотиков, проституция или беспорядочные половые связи, асоциальное и девиантное поведение.
Психологическое насилие
Особенности внешнего вида, характер травм
— задержка физического и умственного развития;
— нервный тик;
— энурез;
— печальный вид;
— соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология и т.д.).
Особенности поведения
— беспокойство или тревожность;
— нарушение сна;
— длительно сохраняющееся подавленное состояние;
— агрессивность;
— склонность к уединению;
— чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение;
— угрозы или попытки самоубийства;
— неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников;
— низкая успеваемость;
— пониженная самооценка;
— нарушение аппетита.
Пренебрежение
Особенности внешнего вида, характер травм
— утомленный, сонный вид, опухшие веки;
— санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
— низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном достаточном питании (например, во время пребывания в больнице или приюте);
— задержка роста или общее отставание в физическом развитии;
— задержка речевого и моторного развития, исчезающая при улучшении ситуации и появлении заботы о ребенке;
— частая заболеваемость вялотекущими хроническими инфекционными болезнями;
— многократная госпитализация в отделения скорой помощи;
— повторные повреждения от случайных травм или отравлений.
Особенности поведения
— постоянные голод и/или жажда;
— кража пищи;
— стремление привлечь к себе внимание взрослых любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений;
— подавленное настроение, апатия;
— пассивность;
— агрессивность и импульсивность;
— делинквентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма;
— неумение общаться с людьми, дружить;
— неразборчивое дружелюбие;
— регрессивное поведение;
— мастурбация;
— трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний;
— низкая самооценка.